Знаковое событие для Петербурга с точки зрения физиологии города как единого живого организма. 10 октября 1858 года в Петербурге появилось централизованное водоснабжение. Устав акционерного Общества городских водопроводов утвердил император Александр II.

Юрий Зинчук, ведущий программы  «Пульс города»: «Так возник известный каждому петербуржцу «Водоканал», отметивший вчера свой 155-летний юбилей. К торжествам приурочили важное для города событие — полный ввод в эксплуатацию главного канализационного коллектора на Выборгской набережной. 

Полтора века — это серьезный повод, чтобы оглянуться на историю «Водоканала», рассказать о его проблемах и достижениях. Насколько нелёгкая эта задача — напоить пятимиллионный миллионный мегаполис? Чистой и безопасной водой. Об этом специальный репортаж нашего обозревателя Алексея Михалёва». 

Красимир Врански обходит дозором городские парки. Он подмечает недостатки в работе коммунальных служб. На сей раз в объектив его камеры попал заброшенный общественный туалет. 

Красимир Врански, общественный наблюдатель: «Он долгое время не работал. Но два года назад его отремонтировали. Теперь он вновь не работает. А так он исправный». 

Через 10 минут фотография с описанием проблемы окажется в интернете. Жалоба поступит городскому чиновнику, который обязан дать на нее официальный ответ. 

Красимир Врански, общественный наблюдатель: «По поводу канализации, люков, луж — порядка 15% обращений». 

Для «Водоканала», которому и адресована статистика, тот же день был отмечен открытием сверхсовременного коллектора. Так завершился самый проблемный в городе долгострой: проектировали коллектор еще во времена СССР. С тех пор утекло немало воды и, что самое страшное, неочищенных стоков. Отныне пляжи Курортного района восстановлены в своих правах. 

Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Каждый день данный коллектор позволит очищать, чтобы было понимание, четыре тысячи железнодорожных цистерн сбросов. И, самое главное, город сегодня более чем на 98% очищает все сточные воды». 

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ: «Нынешним инженерным сооружениям нет аналогов в мире. Это самый современный, самый мощный коллектор, самые мощные очистные сооружения». 

Об этой мощи говорило буквально все.  И начинка башни — 9 этажей сложных механизмов, и размеры инвестиций — 28 миллиардов рублей. Самых въедливых репортеров все же волновали те самые 2% стоков, что по-прежнему попадают в Неву. Оказалось, напрасно волновали. 

Феликс Кармазинов, директор ГУП «Водоканал»: «Ближайшая будет поставлена задача перед нами — это, допустим, к 1918-му году добиться ста процентов очистки со всеми мировыми параметрами». 

Известно, сколь трепетно Феликс Кармазинов относится к теме фильтрации. Он неоднократно публично употреблял некипяченую воду, внедрял новые методы очистки и достиг на этом поприще заметных успехов. Тем более очевидных на фоне полуторавековой истории «Водоканала». 

Еще каких-то сто лет назад воду в столице вообще не умели очищать. Блистательный Петербург, эра авиации, Нобелевская премия Павлову и Мечникову, а вода — так себе. Идеал того времени — английский водопровод. 

Анатолий Будко, директор военно-медицинского музея Санкт-Петербурга: «Об этом начинают писать не только врачи, но и общественные деятели. Врачи вынуждены становиться общественными деятелями, чтобы донести до широких масс, что нужно заботиться о санитарном состоянии города». 

20-й век узаконил понятие «питьевая вода». Хотя, звучит абсурдно. Вода по природе своей — для питья. Как бы то ни было, она все очевиднее обретает статус стратегического сырья, в одной номинации с нефтью. 

Вице-губернатор Владимир Лавленцев скидок по случаю праздника делать не стал, и выступил с критикой, которая для многих была неожиданной. 

Владимир Лавленцев, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Юбилей предприятия, действительно, событие знаковое, но сегодня проблем гораздо больше, чем достижений. При этом общий объем кредитов составляет 21 миллиард рублей». 

Дело в том, что «Водоканал» занимается не только водоснабжением, но и водоотведением. Одна только канализационная сеть протянулась на 8 тысяч километров. К ней подключены более 600 общественных туалетов. И то, и другое вызвало нарекания со стороны вице-губернатора. Один туалет на семь тысяч жителей — это нелепица. Норма не пересматривалась с 1972-го года. Но официально — это норма. 

Олег Муртазин, начальник управления городской водной инфраструктуры ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «СанПин — это не городской, это государственный документ. Но нормативы действующие. И мы их соблюдаем». 

На этом фоне хлопоты о внешнем виде туалетов выглядят даже нелепо. А ведь прежде среди них попадались настоящие архитектурные шедевры. Их стилизовали под замки и доверяли им функцию доминанты городской площади, как на этом плане. Ныне на это счет принято заблуждаться. 

Алексей Михалёв, корреспондент: «Одно из таких заблуждений зафиксировал городской фольклор. Домик работы неизвестного архитектора. Ничего подобного! Тут домик домику — рознь. У истоков жанра стоял сам Джакомо Кваренги. Старосветскость и утонченность этого заведения подчеркивает хранящаяся в нем книга жалоб и предложений: «Вы вернули меня к жизни!», «Сердечное спасибо!». Как выясняется, для счастья, порой, надо немного. И не напрасно городской чиновник вступился за это право на счастье». 

Анатолий Голов, сопредседатель союза потребителей России: «Увидеть реальное положение в этом хозяйстве невозможно. «Водоканал» — монополия. Но управление «Водоканалом» — не монополия. Первые шаги Лавленцева — положительные. Чем строже будут спрашивать, тем лучше». 

Все эти строгости ничуть не умаляют нынешних достижений «Водоканала». Открытие коллектора без преувеличения останется заметным событием в истории города. Настолько значимым, что полезный эффект сможет оценить даже Финляндия. 

Корреспондент: Алексей Михалёв