Правила на археологической площадке - почти как в метро. С напитками не входить, потушить сигарету, при спуске держаться за поручни. Впрочем, здесь, на проспекте Обуховской обороны, 24, предписания выполняют лишь наполовину. Работы временно приостановлены.

Лесенки с бордюрами спрятали под навес, чтобы не сгнили под дождем. Несколько дней назад археологи наткнулись на современные подземные коммуникации. Теперь выясняют, кому они принадлежат и как копать дальше, чтобы не повредить трубы и своды храма. 

Николай Новоселов, сотрудник института истории материальной культуры РАН: «Все хорошо сохранилось. Сохранились стены, опорные пилоны, центральный опорный столб, все это сохранилось до уровня пяти сводов подклета». 

До наших дней дожила даже деревянная дверь. Среди строительного мусора нашли фрагменты расписной штукатурки с орнаментальной живописью и ликом ангела. В центре храма — иконы Божьей Матери всех скорбящих — лабиринт, чем-то напоминающий древние сооружения индейцев майя — на самом деле простая печь с разветвленной системой воздуходувов. Такие делали в середине XIX века. 

Николай Новоселов, сотрудник института истории материальной культуры РАН: «Вот сейчас, если мы выберемся из печи, то мы попадаем в алтарную часть храма. Она была бы алтарной частью, если бы мы находились в верхней части храма. Здесь, в подклете все это пространство используется как подсобное помещение». 

На Малой Посадской, 28, возле здания бани 60-х годов прошлого века, только приступили к раскопкам. Работать лопатами начали с торца. Потому что коммуникаций там меньше. Под землей нашли печные изразцы, фрагменты голландских курительных трубок, а также фундамент дома конца XIX века. Есть догадки, что основание принадлежало одной и первых автобаз Петербурга. Впрочем, вековой фундамент, похоже, мало заинтересовал археологов. 

Александр Лазарев, младший научный сотрудник института истории материальной культуры РАН: «Вот будет здесь какой-нибудь деревянный сруб, то площадь раскопок будет увеличиваться, не будет сруба — не будет увеличиваться». 

А вот на Кропоткина, 1 копают уже не лопатами, а бульдозерами. Предприниматели возводят второй корпус бизнес-центра. Зеленый свет строителям дали археологи. После частичных раскопок участка, сотрудники института истории материальной культуры нашли только остатки дренажной системы XVIII века. Деревянное сооружение сфотографировали, зарисовали и нанесли на план участка. 

Роман Филиппенко, сотрудник института истории материальной культуры РАН: «Фиксация даже таких неприглядных объектов помогает нам составить археологическую карту города Петербурга. Впоследствии кому-то из исследователей, возможно, это пригодится». 

Не сегодня-завтра деревянный колодец разберут и засыплют землей. Правда, на этом работа археологов на участке не закончится. Научные сотрудники будут присутствовать на площадке до тех пор, пока строители не закончат земельные работы.