Такого Петербург еще никогда не переживал. То, что произошло около недели назад на Думской улице, требует особо пристального анализа. Для того чтобы понять ответы на два извечных русских вопроса - кто виноват и что делать. Наш обозреватель Алексей Михалев собирал и факты относительно того, что произошло, и мнения относительного того, почему это произошло.

Вот он — один из самых популярных роликов недели. Видео, выложенное на Youtube рядовым блогером, облетело страну, и теперь даже во Владивостоке обсуждают перестрелку в центре Петербурга. Важны три обстоятельства: не задержали ни одного стрелка, нападавшие кричали «Аллах акбар!», а единственным источником информации оказался частный видеоблог. Полиция заявила, что ничего страшного. Дескать, рядовое хулиганство. Депутаты ЗакСа рассудили иначе. 

Анатолий Кривченко, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, фракция «Справедливая Россия»: «Какое это хулиганство? Это вызов городу, вызов стране. Если десятки людей с криками «Аллах акбар». Если они будут привлечены по статье «хулиганство» — общество этого не поймет».

Константин Власов, заместитель начальника Главного Управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Если при расследовании появятся дополнительные обстоятельства — правонарушение может быть переквалифицировано».

«Дополнительные обстоятельства», между тем, проступили в показаниях очевидцев. Вооруженная толпа явилась отомстить охранникам ночного клуба. Оказывается, у конфликта была предыстория. Несколько человек не прошли фейс-контроль при входе в клуб «Poison». Охранники окрестных баров объяснили поведение своих коллег.

В мусульманской общине города конфликт воспринимают болезненно. Ссылаются на то, что следствие не закрыто. И задаются ответным вопросом: а не была ли пальба на Думской намеренной провокацией? И что это за штампы такие: чуть что – сразу кавказцы? 

Равиль Пончаев, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России: «Если говорит «Аллах акбар» — это еще не показатель принадлежности к какой-то религии. Огульно обвинять людей, говорящих «Аллах акбар» — это нечестно и несправедливо».

В обществе тотчас разгорелась дискуссия. В студии программы «Партбюро» она едва не завершилась дракой. Что немудрено. Коренных петербуржцев тревожит всё то, что прежде казалось далекой экзотикой. Свадьбы со стрельбой, лезгинка на площадях — сдержанные северяне оказались к этому не готовы. Иные даже сторонятся религиозных праздников. Хотя, причем тут праздники? 

Ефим Резван, заместитель директора Санкт-Петербургской Кунсткамеры, востоковед: «Немусульмане-горожане воспринимают это как опасность. А давайте, сделаем это городским праздником, пригласим музыкантов из регионов, проведем неделю мусульманского кино. Это праздник огромного количества людей, исповедующих ислам. В Петербурге эти люди жили со дня основания города».

Сегодня всем очевидно, что живя в одной стране, мы едва знакомы друг с другом. Что иностранцев-гастарбайтеров мы не всегда отличаем от своих сограждан, приехавших с юга. Мы вспоминаем победы «Арарата», «Пахтакора» и тбилисского «Динамо». Любим «Боржоми», фильмы Иоселиани и Данелии. И даже поставили памятник Мимино. Но это не мешает нам произносить вслух: «лицо кавказской национальности». 

Алексей Михалев, корреспондент: «Не всем известно, что между двумя этими сценами был еще один ключевой эпизод. Оба главных героя спускаются в лифте. С ними едут два японских туриста. Один из них говорит другому: эти русские — все на одно лицо. Тонкая, добрая ирония режиссера — Георгия Данелии. Но цензура эпизод вырезает. И все оттого, что цензоры имели в виду совсем не то, что хотел сказать Данелия. А то, что сегодня поселилось в массовом сознании.

Есть в нынешней истории и сугубо криминальный подтекст. Стрельба на Думской велась из травматического оружия. В подобного рода перестрелках за последние 10 лет в России погибли около 100 человек. 

Григорий Явлинский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, фракция «Яблоко»: «Это дело с состоянием не отдельных национальностей, это состояние дел с правоохранительной системой города. Несовершеннолетние и едва совершеннолетние ходят по городу с оружием, выясняют отношения».

К слову, в Европе и США такое оружие классифицируют как «менее смертельное», признавая его боевой потенциал. В России его используют без особой нужды: это ж не боевое, травмат.

Как бы то ни было, короткая перестрелка на Думской вскрыла сразу несколько серьезнейших проблем, решать которые не только городским властям. Руководство полиции пообещало отловить преступников за две недели. На дверях клуба «Poison» повис амбарный замок. Публика перекочевала в соседние заведения. Правила фейс-контроля там сохранились прежние. 

Корреспондент: Алексей Михалев