Есть ли смысл объединять - Академию Вагановой, Консерваторию и Зубовский институт под эгидой Мариинки - определит официальная экспертиза. Об этом заявил сегодня министр культуры - Владимир Мединский.

Идея создать «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства» созрела у Валерия Гергиева, он уже рассказал о ней президенту в письме. Татьяна Баженова выслушала все заинтересованные стороны и выяснила — никто не хочет «под Мариинку».

Татьяна Баженова, корреспондент: «Все три учреждения, которые Валерий Гергиев предлагает объединить под эгидой Мариинского театра, находятся в самом центре города. Здесь, непосредственно около самой Мариинки, расположилась консерватория имени Римского Корсакова. Руководство категорически не согласно реформировать музыкальный вуз — на днях там единогласно проголосовали против проекта объединения». 

К консерватории присоединяется и Вагановка — в Академии русского балета уверяют: не хотят терять уникального бренда. Сейчас исполнять классические танцы здесь учится больше трехсот человек, а преподавать балетную методику — почти 150. Претензии Гергиева о том, что с улицы Росси в Россию приходит всё меньше мастеров, ректор Вера Дорофеева не принимает. 

До сих пор Вагановка поставляет звезд и в Мариинский театр, и в столичный Большой. Дорофеева цитирует интервью маэстро Гергиева — и никак не может понять, зачем лишать независимости знаменитую балетную школу. 

Вера Дорофеева, ректор Академии русского балета имени Вагановой: ««И объединившись, они будут эффективнее, чем по отдельности». Ни в коем случае! Это просто лукавство! Никогда в жизни не будут они эффективнее, чем они сейчас существуют». 

Нейтральную позицию занимает пока только третий кандидат на слияние с Мариинкой — Российский институт истории искусств. Нынешний директор Ольга Кох не против обсудить инициативу, но сомневается в том, что объединяться стоит на базе существующих учреждений. 

Ольга Кох, директор Российского института истории искусств: «Идея создания Национального центра искусств сама по себе выглядит плодотворной и интересной. Этот вопрос требует серьезного обсуждения экспертным сообществом деятелей культуры. Мы готовы его обсуждать». 

Экс-директор Зубовского института Татьяна Клявина придерживается другой позиции. Сегодня она рассказала: в документах, которые подготовили и внесли в правительство, нет никакой конкретики. 

Татьяна Клявина, экс-директор Российского института истории искусств: «Нет никакого подробного содержательного обоснования, что будет происходить. Первый пункт — внести изменение в учредительные документы учреждений, которые составят основу Национального центра. Будет ли это означать, что они будут закрыты, потеряют юридическое лицо, сохранят юридическое лицо. У них будет какая-то автономия, будут ли они казенными, бюджетными — это вообще никак не прописывается. То есть вброшена идея». 

Свою идею реформы культурных учреждений Валерий Гергиев изложил в письме президенту. Изначально СМИ сообщали, что сам дирижер хочет стать главой Национального центра искусств. Такое намерение не просто не понравилось коллегам маэстро, культурное сообщество практически ополчилось против Гергиева — говорили, что это «неуемная жажда власти» и просто «рейдерский захват». Однако худрук Мариинки поспешил опровергнуть информацию. 

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: «Ни о каком руководстве консерватории и академии Вагановой я не думал. Руководить должно государство». 

Скрипач Сергей Стадлер, в прошлом руководивший консерваторией, говорит, что музыкальному вузу преобразования бы не помешали, а вот Вагановке это ни к чему. 

Сергей Стадлер, народный артист России: «Объединение — обычно это поглощение. А вот когда идет разговор о поглощении, под этим подразумеваются умирающие институты. Ведь если культурная столица — это ж нормально, что всего должно много, разного». 

Окончательное решение о создании центра все равно остается за Министерством культуры. Впрочем, Владимир Мединский уже заявил — вердикт будет зависеть от экспертного сообщества. Так же, как когда-то с переездом импрессионистов из Эрмитажа — против общественного мнения Минкульт идти не собирается. 

Корреспондент: Татьяна Баженова