Судьбу утраченных картин «Новых художников» продолжат обсуждать в судебном порядке в конце октября. Сегодня в Дзержинском районном суде состоялось заседание по иску авангардистов к Сергею «Африке» Бугаеву. Оно было рекордно коротким.

Напомним, в мае этого года картины, которые считались утраченными, появились на выставке ленинградского авангарда «Асса» в музее Академии художеств. Экспозицию организовал Бугаев. Продолжит Татьяна Баженова.

На очередное заседание ни сам ответчик, Сергей «Африка» Бугаев, ни истцы — четверо художников, не явились. Продолжалось оно лишь 10 минут. Адвокат истцов объявил о намерении сделать запрос в Росохранкультуры.

По его мнению, в этой организации есть документы, доказывающие, что в 80-х годах картины вывозили за рубеж. Бугаев ездил с картинами по Европе как представитель группы. Возможно, через ведомство удастся выяснить имена авторов «гастрольных» произведений и того, кому они были доверены. 

Андрей Васильев, представитель истцов: «Они могут предоставить информацию о перемещении работ, если такая информация у них есть. Не потому что оспаривается авторство, а потому что это может быть связано со временем утраты и доказательством авторства, если работы вывозились под именами этих авторов».

Ответчиками по делу все еще остаются и представители музея, где проходила выставка «Асса». Но, возможно, «Африке» придется отвечать по делу в одиночестве — музей Академии художеств уже предоставил суду акты приема-передачи произведений Бугаеву. А это значит, что оставить себе работы музей даже не пытался. 

Разобраться, кому все же принадлежат картины, «Новые художники» решили еще во время той самой выставки в конце мая. Пытались урегулировать конфликт спокойно — обратились к «Африке» лично. Сергей Бугаев в 80-е был правой рукой Тимура Новикова, основателя группы. Но прославился еще и как актер, сыграв мальчика Бананана в культовой «Ассе». 

Бугаев обещал посоветоваться с юристами и выйти на связь, но так и не перезвонил бывшим коллегам. Позже заявил — идите в суд. Или покупайте картины. Художники решили, что судиться будет дешевле. 

Олег Маслов, художник: «Просто всем стало неприятно, все вдруг увидели свои картины, которые никто никому не дарил, не продавал. Было заявлено, что это личная коллекция Сергея Бугаева, всем просто стало противно от этого. Если раньше были какие-то сплетни, а тут… В родном городе, в лучшем музее, в большом Тициановском зале. Большая выставка, много картин. Я думаю, он вообще рискнул».

Теперь четверо художников пытаются вернуть 25 картин, которые считают попросту украденными Бугаевым. По словам истцов, он тянул с возвращением картин больше 20 лет. Оценивают работы они с трудом. По их мнению, это, скорее, память ленинградскому авангарду и интеллектуальная собственность, нежели материальная нажива. 

Сергей Бугаев от публичных комментариев отказывается, а его адвокат в неформальной беседе сообщает, что скоро состоится специальная пресс-конференция. 

Татьяна Баженова, корреспондент: «Судьба картин ленинградских художников остается неизвестной — следующее заседание суда назначили на 30 октября. К тому времени адвокат истцов планирует привлечь свидетелей, а сами художники намерены появиться в зале суда».