Вот такой он, построенный в 1921-м году, 4-мачтовый барк «Седов». Еще совсем недавно - 90-летний юбиляр. Он и поныне входит в десятку крупнейших в мире парусников. А в свое время был четвертым по величине. Каждый заход «Седова» в акваторию Невы - это настоящее шоу, собирающее тысячи туристов и горожан. Его размерами гордились.

Но именно высокие мачты создали в итоге неразрешимую проблему.

Украшение набережной Лейтенанта Шмидта, парусник эффектно смотрелся на фоне куполов и шпилей. Но вероятнее всего, в центре Петербурга впредь «Седов» не появится. В рамках проекта Западного скоростного диаметра решено построить мост через Морской канал, в том самом месте, где барк входил в Неву. Высота моста — 52 метра. Высота «Седова» — 57. 

И, стало быть, вскоре проход для парусника закроется. 

Команда узнала об этом, едва завершив кругосветку, во время которой корабль посетил десятки портовых городов. 

Максим Родионов, капитан-дублёр парусника «Седов»: «Во всем мире заход парусника — это праздник. В Европе мы стоим на самых престижных причалах. Поднять высоту моста на 10-15 метров можно было бы». 

Строители ответили, что все не так просто. Поднять мост — это значит изменить угол наклона, а он, местами, и без того предельно допустимый, особенно, в гололед. Проект неминуемо подорожает на 20-25 млрд рублей. 

Кроме того, возникнет проблема въездов и съездов, а порт вообще не сможет подключиться к ЗСД. 

Алексей Суровцев, заместитель генерального директора ЗАО «Институт «Стройпроект»: «Нужно кого-то снести, чтобы спуститься. А кого? С одной стороны парк. С другой — порт». 

Оказалось, что этим вопросом озабочены не только команды крупнейших парусников — «Седов» и «Крузенштерн». Дискуссию возглавила инициативная группа «Морской Санкт-Петербург», полагающая, что на кону — статус города. 

Владимир Бельков, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»: «На наших глазах Санкт-Петербург вычеркивают из списка морских центров. Морской центр — это то место, где происходят события, достойные морского, океанского статуса. В первую очередь кораблей любых классов». 

Власть предъявила свои аргументы. Один из которых — недавно возведенный порт «Морской фасад», способный принять какого угодно гиганта: и старинную бригантину, и современный океанический лайнер. 

Александр Шапкин, председатель комитета правительства Санкт-Петербурга по развитию туризма: «Один «Седов» или «Крузенштерн» погоды не сделают. Оттого, что «Крузенштерн» постоит у Тучкова моста…Да, это привлекает горожан, но не более того». 

Проблема в том, что в пролет моста не смогут вписаться не только высокие парусники, но также корабли, которые сегодня строят на Балтийском заводе. Как крайний вариант, корабль можно провести по Неве без высоких надстроек, и смонтировать их в Кронштадте. Но, увы, таких кораблей немало. 

Евгений Горин, советник генерального директора «Балтийского завода»: «Это ледокол 60 МВт, его высота 54 метра. Это «Мистраль», его высота 57 метров. Он тоже не пройдет, а планируется, что строиться он будет здесь. Придется его один раз вывести с завода, а ремонтировать на других стапелях». 

С инженерной точки зрения мост уникален, в России подобного нет. 

Однако и им готовы были пожертвовать, если бы удался проект тоннеля: вот те самые чертежи. И не в том дело, что тоннель оказался на 15 млрд дороже, и строительство его на 2 года длиннее. Беда в другом: территория порта как паутиной покрыта сетью железных дорог. 

Алексей Суровцев, заместитель генерального директора ЗАО «Институт «Стройпроект»: «И на период строительства тоннеля мы были бы вынуждены парализовать их деятельность. Сохранить железную дорогу не получалось. Мы должны были закрыть ее. А это серьезная проблема — на несколько лет парализовать деятельность порта». 

К слову, парусные регаты от строительства моста никак не пострадают. 

И если «Морской фасад» в полной мере станет центром морских праздников, можно будет считать, что в этой непростой истории удалось соблюсти компромисс. 

Корреспондент: Алексей Михалёв