В Петербурге открылись десятки арт-пространств и неформальных хостелов. Северная столица по количеству молодежных креативных пространств уже обогнала Москву. Пока в европейских городах под «лофты» реконструируются заброшенные здания, в Петербурге пошли своим путем и стали осваивать исторические здания в самом центре города. Подробности в материале Павла Никифорова.

«Четверть», «Тайга», «Хеллоу хостел», «Миракл» — за последние пару лет топология Петербурга значительно пополнилась неформальными местами, которые во всем мире принято называть арт-пространствами. Все вместе они образуют город в городе — Новый Петербург. Эти креативные территории и хостелы создают новые петербуржцы, у которых свое отношение к любимому городу и его возможностям. 

Искандер, основатель арт-пространства «Миракл»: «Иностранцы, когда приходят, говорят, что им почему-то это место напоминает Голландию, Бельгию и т.д. Они себя чувствуют здесь как дома».

Чувствовать себя как дома — это вообще один из главных принципов для арт-пространств и хостелов. Искандер — основатель «Миракл». В основу концепции этого места он взял такое чисто петербургское явление, как «квартирник». Теперь к нему на «квартирники» и экскурсии приезжают со всей страны, чтобы перенять опыт. Теперь многие приезжают не только ради исторического Петербурга с его «эрмитажами», но и ради нового с его «чудесами». 

Искандер, основатель арт-пространства «Миракл»: «Круто, когда человек из Бельгии и человек из Харькова сидят друг против друга, ничего не понимают, но играют. Вот ради этих моментов, мы и существуем».

Буквально за стеной «Миракл» находится арт-пространство «Тайга». На углу Дворцовой набережной и Мошкова переулка. Подобные знаковые места, вообще характерны для петербургских арт-пространств. Изначально «Тайга» — зона креативных офисов новых петербуржцев. Сейчас место не только для работы, но и для жизни. 

Юлия Дьяченко, управляющая хостелом «Тайга»: «Вот наш хостел, он небольшой и здесь несколько неубранно».  

В хостелах обычно селятся те, кто никогда не поселится в отелях. И дело даже не в стоимости ночлега. Здесь главное — это общение, неформальная компания и чувство собственного дома. Например, за спиной Юлии кто-то из постояльцев поливает цветы. Такой небольшой сад — обязательное условие почти для любого хостела Петербурга. Как и домашняя библиотека. 

Алена: «Здесь гости оставляют свои книги. Эта, например, руководство для женщин на немецком. А это сказки капитана Врунгеля на английском языке».

География петербургских хостелов поражает. Как и то, откуда приезжают постояльцы. Так и само место обитания этих хостелов. Напротив причала паромов, на Английской набережной, в бывшей резиденции немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, два энтузиаста открыли «Хеллоу Хостел». 

Иван Федоренко, основатель Hello Hostel: «Бисмарк был не единственный. Он здесь прожил всего два года. А вообще здесь жили Нарышкины, Долгоруковы и т.д.».

Вот только этими фамилиями обольщаться не стоит. Иван с Антоном получили здание в полной разрухе, без канализации и водопровода. Ремонтировали все сами. В оригинальные интерьеры и планировку не вмешивались. Говорят, что лучший дизайн уже создали до них, когда строили дом в начале 19 века. 

Получить здание в полной разрухе и восстановить там оригинальные интерьеры — это тоже характерная черта для петербургских арт-пространств и хостелов. Сергей свой «Соул Китчен Хостел» на набережной Мойки создавал из бывшей коммуналки, в которой когда-то снимали эпизод для фильма Бортко «Мастер и Маргарита». Как раз в этой кухне. 

Сергей Сорокин, основатель Soul Kitchen Hostel: «Это наша гордость. Этой плите и плитке 150 лет».

Переулок Пирогова. Бывший дворец Юсупова. В 10 минутах ходьбы от Мариинского театра. В этом месте Рома с другом открыли пространство «Четверть». В 90-х здесь находился банк. Теперь в его сейфовых ячейках репетиционные точки музыкальных групп. Во дворе кафе, а в бальном зале Юсуповых — бальный зал новых петербуржцев. Как и раньше здесь танцуют гусары со своими дамами. В этом обшарпанном зале Рома и сказал за всех главное о будущем арт-пространств, хостелов, да и вообще «Нового Петербурга». 

Роман Красильников, основатель пространства «Четверть»: «Я думаю их будет все больше. Это уже не остановить».

Пройдясь по всем шоу-румам и этажам «Четверти», мы поднялись с Ромой на крышу, где я спросил у него, чувствует ли он себя хозяином «Нового», молодого Петербурга 21 века. Ни он, ни другие герои сюжета хозяевами «Нового Петербурга» себя не чувствуют. Они ощущают себя его «идеологами». И ярче всего идеология современного Петербурга проявляется как раз в новых местах силы города: в арт-пространствах и неформальных хостелах. 

Корреспондент: Павел Никифоров