Одна из достопримечательностей Петербурга, похоже, утрачивает свое значение. Так называемая «Башня грифонов» все еще на месте, но ее популярность сходит на нет. Известной она стала как-то вдруг и весьма искусственно.

Теперь так же, искусственно, ее стараются превратить обратно в обычную дымовую трубу. Подробнее — Александр Бережной.

В 1994 году в этом дворе жил художник Алексей Кострома. Он во всем и виноват. В криках, ругани, конфликтах и затяжной войне жильцов дома с любознательной молодежью. Хотя всего лишь сделал из полуразрушенной дымовой трубы арт-объект. Расписал ее цифрами, построил металлическую крышу и установил на ней памятник яйцу. 

Сразу после этого появилась легенда о грифонах, которые живут в башне. А дальше она уже развивалась самостоятельно по воле воображения петербуржцев. 

Владимир, житель дома: «Сюда собирались люди с поврежденной психикой. Приходили экскурсии ночью. Светили по окнам, чтобы в отражениях увидеть грифонов. Бегала смерть с косой. Версия из фильма «Крик»».

Ажиотаж рос как снежный ком. Почему-то сюда приходили молиться, просить о любви и богатстве. На интернет-страницах неофициальных экскурсоводов появилась история о том, что труба имеет отношение к знаменитому аптекарю Пелю, ведь он жил в этом дворе. 

Якобы Вильгельм Пель был алхимиком, искал философский камень, а заодно разводил в башне грифонов. Сказочников не интересовало, что трубу построили в 1910 году, когда аптекаря давно не было в живых. Цифры, которые нарисовал художник Кострома, они приписывали алхимическим изысканиям Пеля. 

Александр Бережной, корреспондент: «Есть три версии относительно цифр. Первая — в них нет никакого смысла, вторая — это шутка, будто у каждого кирпича есть свой инвентарный номер. И третья — это долги художника. Такой прием он использовал в других произведениях». 

Некоторое время назад цифры закрасили, поверхность башни покрыли солидолом — чтоб не рисовали новые, вход во двор закрыли воротами. В общем, сделали все, чтобы буйные экскурсии прекратились. Это вызвало бурю протестов и только усилило интерес любителей мистики. 

Умиротворяющее решение пришло недавно — жильцы перестали активно возражать и иногда днем пускают сюда гостей. Чтобы они сами убедились — сказка закончилась. Кстати, устройство ворот такое, что выйти без ключа не получится. 

Андрей, житель дома: «Предположим, идешь вечером мусор выносить, а там стоит какой-нибудь человек или девушка. Кто-то их впустил, а выйти проблема».

В 2011 году труба получила статус охраняемого объекта. Но не сама, а в комплексе со зданиями. Аптека Пеля — исторический памятник. Но исследователей удивляет, что она привлекает гораздо меньше интереса, чем обломок трубы. 

Мария Розанова, представитель Василеостровского отделения ВООПИК: «Когда в прошлом году была «Ночь музеев», сюда стояла километровая очередь. Мы спрашивали: «А вы с какой целью пришли? — Ну как же! Нам покажут «Башню грифонов»».

Экскурсии к трубе больше не водят. Молодежь расстраивается. 

Экскурсоводов эта ситуация не огорчает — они всегда найдут что еще показать на Васильевском острове — настоящего, а не выдуманного. Для безутешных мистиков жильцы дома готовы дать адреса других подобных труб — в городе они есть. Вокруг них можно создать новые легенды.

Корреспондент: Александр Бережной