Самая опасная свалка Петербурга – полигон «Красный бор» не может достроить завод по переработке отходов
Так горит полигон промышленных отходов «Красный бор». И когда он горит, черный столб дыма виден с Кольцевой и со всех прилегающих шоссе. А эти кадры сняты и вовсе в районе метро «Московская». Так полигон горел в 2005, в 2008 и в 2011 годах. Загорается он как по расписанию, раз в три года.
На территорию чуть ли не единственного в России легального полигона по переработке промышленных отходов крайне редко ступала нога журналиста. Так что эти кадры можно считать уникальными. С земли вроде бы все смотрится вполне чисто и экологично. Везде растет трава, вокруг густой лес. Сверху, вот на этом общем плане, тоже все достойно. Никаких гор мусора, никакого ядовитого смога. Все прилично, пока не зайдешь подальше. В сторону от дороги, где стоит офис.
Павел Никифоров, корреспондент: «Вот она, причина места расположения полигона по переработке отходов. С конца 60-х не утихают споры, почему полигон открыли всего в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга и в пяти от Колпино. Ответ - вот в этой кембрийской глине, чьи залежи нашли под Красным бором. Весь смысл в ее уникальности: по своей плотности она превосходит даже такой материал как бетон».
По идее, найденная у поверхности почвы синяя кембрийская глина должна служить естественным саркофагом для свезенных на полигон отходов. Кстати, отходов этих - содержащих цианид, мышьяк и ртуть, за 35-летнюю историю полигона навезли на сотни тысяч тонн и зарыли в так называемые карты. Синяя глина, по расчетам, не должна пропускать в почву и подземные воды эти самые токсичные вещества. Но если не по расчету, а по уму, то эти отходы должны перерабатываться здесь же, на экспериментальном заводе. Строят его с начала 90-х. Сроки сдачи постоянно переносились. Видимо что-то мешает.
Александр Моисеев, генеральный директор СПб ГУПП «Полигон «Красный бор»: «Здесь все просто - строительство ведется при наличии регулярного финансирования. На сегодняшний день деньги выделены и срок, как я знаю, 2014 год».
Вот так, как показано на графике, это предприятие должно выглядеть после ввода, который намечен уже на 2014 год. А так территория завода выглядит в реальности, сегодня. Кстати, неожиданно для многих, в начале года на полигоне решили сменить подрядчика. Как раз перед самым финалом строительства. Пока же, из основных корпусов построены только котельная и станция по очищению воды. Той самой воды, которая выходит, в том числе, и из законсервированных карт с отходами.
Михаил Журков, инженер, начальник смены очистных сооружений: «А чем пахнет? Это пахнет полигоном! Химия и так далее... Как я знаю, у полигона есть разрешенная концентрация».
В год Петербург вырабатывает 40 тысяч тонн промышленных отходов. Из них 15 тысяч - токсичные. И чем чреват каждый день промедления в строительстве завода по переработке несложно подсчитать любому школьнику. Подобных примеров в мире достаточно. Америка, побережье Атлантики, город Вирджиния-Бич. До 1963 года здесь находилась одна из крупнейших зловонных свалок в США. В итоге гору отходов буквально закатали в саркофаг из пластика, песка, бетона и земли. На образовавшейся горе разбили парк, а вокруг вырос город. Гору Трэшмор в год посещают 800 тысяч людей. А на территорию полигона «Красный бор» до сих пор редко ступает нога журналиста.
Корреспондент: Павел Никифоров
Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.