По данным Левада-центра, только половина россиян знают, какой праздник отмечается 12 июня. Год назад название праздника было знакомо 40%. Но «своим» он пока не стал. Станет ли праздник общенародным, как например, 14 июля - день взятия Бастилии во Франции, или 4 июля - день независимости в США - об этом рассуждают петербургские политологи.

Если верить опросам, на которые ссылаются политологи, то отмечать День России в этом году собирались 1,5 миллиона человек. Столько же, как и День города в Москве. В масштабах страны ничтожно мало. Это показывает отношение к празднику. Для большинства он, скорее, выходной день, чем значительная дата. Только половина россиян смогла ответить, что произошло 12 июня 1990 года. 

Владимир Еременко, политолог: «Если окунуться в эту канву, мы увидим, что особо гордиться нечем и праздновать нечего. Потому что 12 июня 1990 года была принята Декларация, которая забила последний гвоздь в гроб Советского Союза. Рухнула огромная держава».

Территория страны вдруг уменьшилась, а миллионы наших соотечественников в один момент оказались за границей — в Прибалтике, Закавказье. Такой поворот событий не способствовал их праздничному настроению. 

Дмитрий Гавра, политолог: «Я же помню этот день. Я сам в свое время ходил на выборы через год, когда избирали Ельцина. Я помню, что было ощущение не праздника, а опасности».

Владимир Еременко, политолог: «Тот же президент Путин признал, что распад Советского союза — величайшая геополитическая катастрофа 20 века. И ничем этот вывод, никакими праздничными мероприятиями не скроешь».

При этом 12 июня — это точка, которой закончилась одна история — Советского Союза — и с которой началась другая — Новой России. Поэтому назвать дату незначительной невозможно. И как таковой День Росси стране нужен. Но ему не хватает смысла. 

Дмитрий Гавра, политолог: «Мы тогда сделаем это праздником, настоящим, когда вспомним слова Кеннеди: «Не думайте о том, что Америка может сделать для вас. Думайте о том, что вы можете сделать для Америки». Давайте мы перестанем думать, что Россия может сделать для нас. А что мы можем сделать для России».

На то, чтобы выстроить ценностную основу подобного праздника уходят десятки лет, говорят политологи. Переживания тех дней забудутся, появятся новые смыслы. День России пока даже близко не может сравниться по масштабу с 9 мая или Новым годом. Но и у него есть потенциал. 

Юрий Светов, политолог: «Это День России и его содержание для меня в том, что в этот день надо говорить о своей стране. Мы должны представлять, что такое Россия». 

С тем, что именно семья, как малая форма общности, могла бы стать отправной точкой поиска смысла этого праздника, согласны и другие эксперты. 

Дмитрий Гавра, политолог: «Мы ведь забыли, что любовь к родине начинается в семье. Не в школе, не церкви или мечети, а в семье. Это должен быть День Семьи». 

Помимо смысла 12 июня не хватает собственных формы и ритуала. А ведь они есть у каждого значительного праздника. Их можно и нужно придумать, говорят политологи. И чем быстрее это будет сделано, тем раньше День России перестанет быть безликими и малопонятным выходным днем.

Корреспондент: Александр Бережной