В Комплексе защитных сооружений Петербурга прошли плановые учения от наводнений. Проверяли работоспособность дамбы в режиме чрезвычайно ситуации, системы безопасности.

Но главное — отрабатывали взаимодействие служб МЧС, МВД и самих сотрудников комплекса. О том, как прошли учения — Александр Бережной.

Чтобы свести створки батопортов нужно нажать буквально одну кнопку, которая находится в Кронштадте. И через 40 минут конструкция защитит Петербург от большой воды. Сооружение, о котором и мечтать не могли в 1824 году, когда уровень воды поднялся более чем на 4 метра, и о котором уже мечтали в 1999-м при 2,5 метрах выше контрольной отметки. 

Створки сводят не полностью — остается небольшой зазор. Наводнения часто сопровождаются штормом, и волна вполне может раскачать конструкцию. 

Игорь Полищук, заместитель генерального директора по эксплуатации комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга: «Они колеблются асинхронно, таким зазором предотвращается их столкновение». 

Длина каждой створки — 130 метров. Какая богатырская сила двигает эту стену металла можно увидеть, если обойти опору с другой стороны. 

Александр Бережной, корреспондент: «Мощность тягача, который двигает створку — 550 лошадиных сил, как у спорткара, но машина ни за что не сдвинула бы такую махину. Все-таки больше четырех тысяч тонн. Нужно учитывать и другие характеристики локомотива. Его разрабатывали специально для этой задачи». 

Если во время шторма по каким-то причинам отключится электричество, батопорты все равно сведут. Такую ситуацию на учениях смоделировали, и за 2 минуты запустили дополнительные генераторы. Самый ответственный узел комплекса — это шар весом в 150 тонн. На нем все и держится. Систему нужно регулярно приводить в движение еще и для того, чтобы она не застаивалась. 

Пока батопорты закрывали канал, в транспортном отсеке под ним тоже шли учения. Организаторы решили идти ва-банк и не только устроили там воображаемый пожар, но и разлили в тоннеле 40 тонн легковоспламеняющейся жидкости, например, бензина. Система безопасности здесь полностью автоматизирована, и это ее первая масштабная проверка. 

Николай Лазарев, главный диспетчер автодорожного тоннеля судопропускного сооружения С-1: «50 автоматизированных систем. Они все интегрированы в пульт. Некоторые выведены на экраны за моей спиной. Это вентиляция, видеонаблюдение, управление транспортным потоком и газоанализ. Остальные выведены на автоматизированные рабочие места». 

Для задымления тоннеля использовали танковые дымовые шашки, но вентиляция смогла за несколько минут устранить плотную завесу. После этого к делу приступили пожарные. До конца дня движение машин по Невской, внутренней стороне, закрыто. Но проехать можно по внешней — там организовано реверсивное движение.

 

Корреспондент: Александр Бережной