Возможный переезд части коллекции Эрмитажа в Москву - это сейчас одна из самых обсуждаемых тем. На защиту петербургского музея уже встали и сами горожане - они собирают подписи, и деятели культуры, в том числе из Москвы.

Как рассказали в Минкульте, на 21 мая назначена конференция, там и обсудят животрепещущий вопрос. А — пока не поздно — Александр Одинцов отправился в Эрмитаж.

Сейчас на третий этаж Эрмитажа каждый день приходят толпы туристов и ценителей высокого искусства. Здесь – «Музыка» Матисса, «Куст» Ван Гога и «Стог сена» Клода Моне. Именно работы конца 19 начала 20 веков устанавливают рекорды на мировых аукционах. Так, картину Пикассо «Ню, зеленые листья и бюст» в 2010-м неизвестный приобрел почти за 110 миллионов долларов. Но для посетителей — это скорее сокровища духовного толка, которые Петербург теперь может потерять. Отправятся ли импрессионисты в Музей нового западного современного искусства в Москву — решат до 3 июня. 

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «По Эрмитажу и в Советское время судили о состоянии России, и сейчас. У нас все время острые события, мы стоим на передовых рубежах. Судьба будет зависеть от того, каким образом мы выразим свое мнение. Уже само выражение мнения петербуржцев — оно имеет большое значение»

В Зимний дворец тогда еще непонятные произведения Моне, Ван Гога, Матисса и других прибывали в 2 этапа. Первые экспонаты попали сюда в 20-х годах прошлого века. Тогда 500 полотен старых мастеров из Эрмитажа отправились в Москву, а на их место прибыли импрессионисты. Вторая и основная партия пришла после тайного закрытия Государственного музея западного искусства. Непонятных, вульгарных и антинародных художников едва ли не уничтожили. 

Наталья Демина, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Эрмитажа: «Фактически вещи были спасены 2-мя главными участниками дележа Эрмитажа. Спасли от уничтожения и маленьких музеев, где они могли быть утрачены».

Петербургская общественность моментально отреагировала на инициативу Антоновой. На защиту полотен бросились многие: горожане, болельщики Зенита, чиновники Смольного и представители городского парламента. На одном из интернет-ресурсов создана петиция «О недопустимости переноса части коллекции Щукина-Морозова из Эрмитажа в Москву». Она обращена к министру культуры Владимиру Мединскому. Под ней подписались уже больше 15 тысяч человек. Такая же позиция и у деятелей культуры. 

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ: «Это принадлежность Ленинграда, Петербурга, 20 века. Часть культурного текста нашего города».

Искусствоведы сходятся во мнении, что такая, мягко говоря, неоднозначная идея передачи картин может породить целую волну обмена предметами искусства из фондов одного музея в другой. И нет гарантии того, что завтра галереи из России и из-за рубежа не захотят вернуть некогда утраченные экспонаты. 

Корреспондент: Александр Одинцов

Оператор: Михаил Кацман