Возможный переезд части коллекции Эрмитажа в Москву - сейчас одна из самых обсуждаемых тем, причём, не только в городе. На защиту петербургского музея уже встали и сами горожане - они собирают подписи, и деятели культуры, в том числе из Москвы.

Как рассказали в Минкульте, на 21 мая назначена конференция, там и обсудят животрепещущий вопрос. А пока не поздно Александр Одинцов отправился в Эрмитаж.

13 залов, более 200 полотен признанных шедевров мирового искусства. На стенах Эрмитажа картины импрессионистов, фовистов и постимпрессионистов больше половины века. В Зимний дворец тогда еще непонятные произведения Моне, Ван Гога, Матисса и других прибывали в два этапа. Первые экспонаты попали сюда в 20-х прошлого века. Тогда 500 полотен старых мастеров из Эрмитажа отправились в Москву, а на их место прибыли импрессионисты. Вторая и основная партия пришла после тайного закрытия Государственного музея западного искусства. Непонятных, вульгарных и антинародных художников едва ли не уничтожили. 

Наталья Демина, научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Эрмитажа: «Фактически вещи были спасены 2-мя главными участниками дележа. Эрмитажа. Спасли от уничтожения и маленьких музеев, где они могли быть утрачены».

Сейчас на третий этаж Эрмитажа каждый день приходят толпы туристов и ценителей высокого искусства. Но на прямой линии с президентом России директор Пушкинского музея Ирина Антонова заговорила о создании Государственного музея нового западного современного искусства. Основой которого должны были стать полотна из Эрмитажа. 

Петербургская общественность моментально отреагировала на инициативу Антоновой. На защиту полотен бросились многие: болельщики «Зенита», чиновники Смольного и представители городского парламента. На одном из интернет-ресурсов создана петиция «О недопустимости переноса части коллекции Щукина-Морозова из Эрмитажа в Москву». Она обращена к министру культуры Владимиру Мединскому. Под ней подписались уже больше 15-ти тысяч человек. Такая же позиция и у деятелей культуры. 

Александр Сокуров, кинорежиссер: «Передача в свое время в Ленинград была сделана неслучайно. А по единственно правильному адресу к собратьям-художникам».

Впрочем, к музейным скандалам, кажется, в Эрмитаже уже начали привыкать. Окончательное решение о переезде картин должны принять 3-го июня.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «По Эрмитажу и в Советское время судили о состоянии России и сейчас. У нас все время острые события, мы стоим на передовых рубежах. Судьба будет зависеть от того, каким образом мы выразим свое мнение. Уже само выражение мнения петербуржцев — оно имеет большое значение».

Искусствоведы сходятся во мнении, что такая, мягко говоря, неоднозначная идея передачи картин может породить целую волну обмена предметов искусства из фондов одного музея в другой. И нет гарантии того, что завтра галереи из России и из-за рубежа не захотят вернуть некогда утраченные экспонаты. 

Корреспондент: Александр Одинцов

Оператор: Михаил Кацман