Конкурс на увековечение этой типичной российской беды объявили год назад. По условиям, арт-объект должен воплощать крылатое выражение из гоголевского «Ревизора» - «брать взятки борзыми щенками».

И вот конкурс подходит к концу. Из 406 заявок осталось 18 финалистов. Как они воплотили идею взяточничества, видела Анна Мельник.

Анна Мельник, корреспондент: «В пьесе Гоголя «Ревизор» судья Ляпкин-Тяпкин честно признавался – «Да, взятки беру, но чем! Не деньгами, а борзыми щенками — это совсем другое дело». Сегодня «борзой щенок» превратился в «оборзевшего щенка». Автор этой скульптуры изобразил чиновника-мздоимца в виде аллегорической фигуры, как бы намекая — когда-то этот госслужащий был человеком, а потом стал брать взятки и оборзел».

Воплотить в бронзе и граните крылатое выражение Гоголя — условие конкурса. Так что выставка лучших макетов памятника взятке очень похожа на вернисаж художников-анималистов. Всюду длинные собачьи морды, когтистые лапы, позы изготовившихся к прыжку борзых. Есть и оригинальные трактовки взяточничества — к примеру, человек-кошелек, бездонный колодец коррупции, позолоченная рука. Вскоре жюри определит победителя, и его макет может превратиться в полноценный арт-объект, где-нибудь в тихом сквере Петербурга. Организатор конкурса Борис Липнер уверен — чиновники препятствовать не станут. 

Борис Липнер, организатор конкурса «Борзой щенок»: «Я уверен, что если бы они захотели прекратить этот конкурс, они бы давно это сделали. Но так как мы все же сегодня открыли эту выставку, я уверен, памятник мы установим. Я уверен, что участок будет наилучший. Трудно представить чиновника, который откажет нам в установке памятника борзому щенку. Именно так — мы заявляем не памятник взятке, а памятник борзому щенку».

Организаторы постарались исключить коррупционную составляющую из собственного же конкурса. Рядом с макетами памятников нет фамилий авторов. Это сделано, чтобы члены жюри были беспристрастны — ведь в конкурсе участвовали как прославленные скульпторы, так и студенты художественных вузов со всей страны и СНГ. Объединяет макеты одно — все художники изобразили порочное явление как-то по-доброму, чуть ли не любовно.

Надежда Ефремова, заместитель директора Музея городской скульптуры: «Иногда самоирония или юмористический подход позволяет нам на себя со стороны посмотреть. Ведь что такое взятка — это процесс обоюдный».

Организатор конкурса дозрел до длительной и сложной процедуры согласования памятника взятке в Комитете по градостроительству и архитектуре — по личным мотивам. «Дать на лапу», «барашек в бумажке», «подношения» — Борис Липнер признается, что когда-то вынужденно практиковал все эти действия. Заносил и деньгами, и борзыми щенками. Однако Борис Липнер уверяет, он уже многие годы этого не делает, а как автолюбитель — перестал быть «дойной коровой» с 2007 года, когда выиграл суд с ГАИ. 

Борис Липнер, организатор конкурса «Борзой щенок»: «Это в прошедшем. Мне бы не хотелось это вспоминать. Как любой раскаявшийся грешник, признаю, что это реально было, но сейчас я не плачу никаких взяток».

Корреспондент: Анна Мельник

Оператор: Элеонора Чабаненко