Медицинские карты больных, таблички на кабинетах и плакаты, призывающие соблюдать распорядок дня - вот, пожалуй, и все, что напоминает о прошлом здания на Каменноостровском, 66.

С тех пор, как противотуберкулезный диспансер переехал отсюда на Сердобольскую, памятник архитектуры XIX века стремительно разрушается. 

Мария Марченко, корреспондент: «В кабинетах врачей обитают бездомные. Хозяина этих апартаментов нет, но живет он, надо сказать, с комфортом: диван, ковер на стене, ночной столик и горы мусора». 

Неизвестные срезали перила, батареи, трубы, вывезли всю сантехнику. Не исключено, что новые обитатели здания стали виновниками пожаров. Целое крыло на третьем этаже превратилось в пепелище. То, что пощадил огонь, уничтожает вода. Дырявая крыша — плохая защита от стихии. 

Особняк возвели в 1883-м по проекту архитектора Харламова для богадельни, которую содержали купцы Садовников и Герасимов. После революции здесь устроили карантинный пункт для беспризорников, в 1950-х — противотуберкулезный диспансер со стационаром. В 2001-м КГИОП включил дом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую ценность». Но таковым он пробудет недолго, уверены градозащитники, если новый собственник, Росимущество, не примет меры. 

Людмила Сапрыкина, представитель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Я думаю, просто выжидают время, ждут, чтобы признать аварийное состояние, и, наверное, разрушить. Таких отрицательных примеров в городе уже много».

Пару лет назад, казалось, у здания появилось будущее. Сюда планировала переехать прокуратура Петербурга. Был даже объявлен конкурс на реконструкцию, но, подсчитав во сколько обойдется содержание памятника архитектуры, надзорное ведомство официально отказалось от этих планов. Росимущество ищет нового инвестора, пока безуспешно. 

Станислав Шульженко, заместитель руководителя территориального управления Росимущества по Санкт-Петербургу: «Если бы не статус памятника, давным-давно бы решили проблему. Это накладывает совершенно колоссальные обременения на любого пользователя. Не у каждой федеральной организации есть такие деньги».

Чтобы законсервировать здание — нет денег, говорят в управлении Роимущества по Петербургу. Когда удастся найти инвестора, который спасет дом от разрушения, тоже не знают. Но согласны, что при такой заботе, возможно, скоро спасать будет нечего. 

 

Корреспондент: Мария Марченко

Оператор: Максим Ефанов