33 ребенка-инвалида оказались в правовом вакууме. Правозащитники и руководители детдомов до сих пор ждут ответа от чиновников министерства образования. Обратились уже и к премьеру Дмитрию Медведеву.

Речь идет о тех детях-инвалидах, которые нашли американских родителей, но не успели уехать к ним из-за внезапно принятого «закона Димы Яковлева». Три женщины подали иск в Страсбургский суд. 

Тимофей — один из 33 петербургских детей, которые ждут решения своей судьбы после принятия так называемого «антимагнитского» закона. Их вот-вот должны были усыновить. И теперь объяснить детям правовые коллизии, из-за которых никак не может определиться их будущее, невозможно. 

Детский омбудсмен Светлана Агапитова говорит, что сироты были автоматически изъяты из базы данных и пока не могут попасть даже в российскую семью. 

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге: «И до тех пор, пока отметку не снимут, например, письменный отказ или какое-то политическое решение в стране будет принято, и ребенок должен вернуться в эту федеральную базу данных для устройства в семью». 

Американские усыновители писать отказ не торопятся, все еще надеются на благоприятный исход. Памелла и Марк Романо из Джорджии своих потенциальных детей нашли в Петербурге два года назад. Супруги уже оформляли документы для усыновления Богдана и Юры, но изменения в российском законодательстве не дали им завершить этот процесс. 

Памелла Романо, жительница штата Джорджия, США: «Мы уважаем ваше великое государство, и ни в коем случае никого не обвиняем. Но хотелось бы спросить у депутатов парламента, почему они не учли те случаи, где дети и родители установили контакт, но не успели оформить свои отношения законно? Мы продолжаем говорить детям, как мы их любим, и очень скучаем. И не перестаем молиться о том, что когда-нибудь мы будем вместе». 

Во время специальных российско-американских консультаций будет обсуждаться даже не вопрос о благополучии наших детей в американских семьях. Речь идет об их безопасности. По статистике с 90-х годов у приемных родителей в США погибли 20 детей из России. Двусторонние переговоры пройдут через неделю в Вашингтоне. 

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге: «Вот у Тимофея, который находится в доме ребенка №13, фотоальбом с потенциальными папой и мамой у него забрали. Может, чтобы он постепенно их забывал». 

Точку в этой запутанной истории может поставить Страсбургский суд. Туда обратились американские усыновители. Дату первых слушаний еще не определили. Процедура может затянуться. А пока не только эти 33 петербургских ребенка, процедура усыновления которых близилась к завершению, мечтают обрести маму и папу, но и почти каждый воспитанник детского дома.