Петербург сегодня вспоминает Александра Пушкина. Та самая дуэль произошла ровно 176 лет назад. Позже историки, пушкинисты выдвигали разные версии о том, как можно было бы спасти поэта.

Алексей Михалев, корреспондент: «Бог создал людей, а Сэмюэл Кольт сделал их равными. Эта американская максима столь же эффектна, сколь и лукава. В фильмах Серджо Леоне все персонажи палят без промаха, но в жизни обстояло иначе. Пистолетная дуэль давала преимущество только искусному стрелку, и не всегда им оказывался порядочный человек. Оружием свободно владели бретёры — записные дуэлянты и провокаторы, намеренно искавшие приключений. Пушкина тоже относили к числу бретеров: он дрался десятки раз, в том числе со своим ближайшим другом — Кюхельбеккером. А в возрасте 17-ти лет умудрился бросить перчатку своему дяде — Павлу Ганнибалу. Большинство тех дуэлей закончились бескровно. Однако бретёрство Пушкина в том, что чаще вызывали его, и даже поединка с Дантесом он намеренно добился со второй попытки, когда конфликт, казалось, был исчерпан. 

Драться Пушкин любил. Он называл это «играми славы», но стрелял — так себе. Он был опытным фехтовальщиком. Однако в России к тому времени укоренилась практика пистолетной дуэли. В Европе эволюция поединка — от рыцарских турниров до так называемых «боев в кустах» и легальных фехтований на площадях — завершилась строжайшим запретом. В России дуэли запретил еще Петр Великий, повелев беспощадно вешать даже убитых дуэлянтов. Формально под действие закона попадали и Пушкин с Дантесом. На деле же он никогда не соблюдался. Российское дворянство еще только входило во вкус. С типично русскими удалью и размахом. Битва на канделябрах — не анекдот, а исторический факт. И даже пистолетной дуэли в Петербурге придали особого фатализма. Во-первых, сократили расстояние между барьерами — вдвое, по сравнению с европейским. Во вторых, ввели практику сугубо русской, экстремальной дуэли – «дуло в дуло» и «пистолет ко лбу». Стрельба в упор гарантировала попадание, и нередко погибали оба дуэлянта. За два года до смерти Пушкина Сэмюэл Кольт запатентовал свой первый револьвер, и 10 лет спустя российское офицерство оценило продукцию Дикого Запада. Дуэли не просто легализовали — уклонившийся от поединка был обязан подать в отставку. В противном случае его увольняли. Дуэльная лихорадка и высокая плотность огня не оставляли шансов авторам талантливых эпиграмм. Причем тут слабая медицина. 

В России дуэли сошли «на нет» еще в первой половине 20-го века. Последней дуэлью Европы считается этот поединок 1967-го года — между мэром Марселя и его оппонентом. Фехтовали как-то вяло, без огонька. Признав дуэли атавизмом, человечество стыдливо по ним тоскует, симпатизируя героям Клинта Иствуда и всем тем, кто способен, наконец, завалить Дарта Вейдера. Ведь почему изжил себя институт честного поединка? Оттого что утрачен Кодекс чести. И все меньшее число людей готово принимать ответственность за свои действия. А выход на дуэль был формой признания этой ответственности. Пушкин знал это. Но увы. Всей своей жизнью Александр Сергеевич Пушкин учит нас тому, что талантливый человек должен прежде всего уметь хорошо стрелять».

Корреспондент: Алексей Михалёв

Оператор: Михаил Кацман