Еще осенью прошлого года на сайте Минкультуры каждый желающий мог предложить три отечественных и три иностранных фильма. В итоге в список вошло 100 картин, от немого кино 30-х годов до детских сказок.

Теперь не исключено, что курс кинообразования со временем может войти в образовательную программу. 

Перед глазами одиннадцатиклассников мелькают сцены насилия. Эпизод документальной картины Михаила Ромма сочли уместным продемонстрировать в преддверии праздника освобождения от блокады. А вообще, фильмы из «списка ста» в лицее № 369-ть и так смотрят — выборочно, фрагментами, в основном исторические и экранизации классики. Директор уверен — факультатив кино в его школе ввести возможно, несколько кабинетов оборудованы интерактивными экранами, а свободное время можно найти, перекроив расписание дополнительных занятий. 

Константин Тхостов, директор школы №369: «Единственное, что важно — чтобы все нововведения не были искусственно привлеченными в школу, так как дети очень хорошо воспринимают все, что им нужно и полезно, без ущемления их свободы». 

В список ста попали бесспорные шедевры, наследие отечественного кино. «Броненосец Потемкин», «Петр Первый», «Война и мир». Но эксперты бросались и в крайности. Детям предлагают одновременно наивную сказку «Морозко» и жестокую драму «Иди и смотри». А еще — немое кино, идеологические ленты двадцатых-тридцатых годов, отдельные картины Тарковского — которые изучают в профильных институтах. 

Ирина Евтеева, режиссер-аниматор, художник: «Вот это вообще не могу понять — при чем тут «Маленькая Вера»?. «Бег» — очень тяжелая картина Алова и Наумова — нужно быть уже умным человеком, чтобы ее воспринимать». 

*Константин Бронзит, режиссер-аниматор: «Возникает опять ощущение, в который раз, что сверху поступает некая идея-указ, и нужно максимально быстро его выполнить, и мы рубим сплеча. Составили список — отчитались. То, что он вызывает массу вопросов и сомнений, это очевидно для всех». 

Треть фильмов из списка нужно учиться смотреть — настаивают известные режиссеры и специалисты — иначе можно вообще отбить охоту смотреть кино. До и после просмотра обязательно нужна лекция киноведа — объяснить то, что за кадром. Например, символы, заполняющие сцену на лестнице из фильма «Броненосец Потемкин». Или сатиру на советский быт в комедии «Бриллиантовая рука». Учитывая, что в Петербурге без малого семьсот школ, нужна армия знатоков. В университете кино и телевидения, который участвовал в составлении списка 100, говорят, знатоки будут. 

Светлана Мельникова, директор СПбГУКиТ: «Мы готовим киноведов в институте — мы готовы отправить их на практику в школы». 

С воспитанием хорошего вкуса к кино справятся и учителя литературы — уверен директор 369-й школы, им главное — получить методические материалы, пройти курсы повышения квалификации, и обеспечить доступ к киноресурсам — чтобы не пришлось красть шедевры в интернете. О предстоящем факультативе сами школьники наслышаны. 

Руслан Иванов, ученик школы №369: «Для кого-то это может стать хобби, многие сейчас любят смотреть черно-белые фильмы, а не современные, которые снимают ради денег. А тогда снимали с душой, для народа, а не ради денег». 

Корреспондент: Анна Мельник

Операторы: Михаил Кацман, Владимир Алексеев