Дополненное издание теперь содержит абзацы, которые цензоры Главлита когда-то вычеркнули. Но даже в урезанном виде «Блокадная книга» шокировала читателей и вызвала массу споров.

Правду о блокаде многие принимать просто отказывались. Книга об ужасе, который пережил наш город, считается признанным шедевром современной литературы. 

Четвертое издание «Блокадной книги» вышло с иллюстрациями. Фотографии из городского архива не так шокируют, как текст. Личные воспоминания ленинградцев, выживавших 900 дней в осаде. Каждая история трагична. Авторы проинтервьюировали почти двести человек — вспоминает Даниил Гранин. А когда сборник был готов — в конце семидесятых книге не дали хода городские начальники. Писатели, по их словам, «смакуют ужасы» — слишком много натуралистических подробностей. Впервые напечатали книгу лишь через пять лет согласований — с купюрами. Цензорские замечания тоже вошли в новое издание. 

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «Они считали, что эта книга не о подвиге города — о ненужных муках, о страданиях ненужных, которые вытерпели ленинградцы. Это, по их мнению, как-то снимает героическое начало и заслугу города, который не пустил в себя фашистов». 

Воспоминания героев книги, хоть и записывали их тридцать лет спустя, зачастую точны и обстоятельны. Адреса, фамилии, даты, детали. Несмотря на тяжелейшие условия, в то время многие вели дневники. Своя записанная история есть и у петербуржца Кима Соловьева — она не попала в сборник, хранится в ящике стола. Всю блокаду Ким Владимирович оставался в Ленинграде. Когда фашисты взяли город в кольцо, ему было всего 13 лет. 

Ким Соколов, блокадник: «Пережил я блокаду как все. Остался жив благодаря своей матери. Она работала на заводе, у нас было две карточки -ее и моя. Вести дневник я начал с 1943 года, записи сохранились до сих пор». 

Нынешний тираж «Блокадной книги» — пять тысяч экземпляров. Предыдущие издания выдерживали и пятьдесят, и сто тысяч копий — сейчас реалии рынка другие. Кроме книжных магазинов, сборник должен расходиться и адресно — отметил участник презентации вице-губернатор Василий Кичеджи. 

Василий Кичеджи, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Моя главная задача, которую я вижу, в том чтобы книгу прочли во всех наших школах, рассказали детям, чтобы восстановить и сохранить память. А тираж если надо – допечатаем». 

Один из авторов «Блокадной книги», Алесь Адамович, ушел из жизни еще в девяностых. Новую главу для сборника Даниил Гранин написал один. Рассказ «Ленинградское дело» повествует о послевоенных репрессиях. Именно в тот период Петербург, по определению писателя, превращался в «великий город с областной судьбой». В наши дни Гранин такого ярлыка на город, рубежи которого защищал, уже не вешает. 

Корреспондент: Анна Мельник

Оператор: Андрей Жохов