Чем отличается яблоко от винограда? Перед тем как решить простейшую математическую задачу - для учеников проводят экспресс курс по ботанике. Русский эти ребята знают плохо, но при этом учатся вместе с носителями языка.

Ирина Тяпкина, учитель начальных классов школы №277: «Слава Богу, поставили хорошую технику, там мы находим иллюстрации и рисуем и поем и хлопаем, как в садике делали вот так можно сказать».

Объяснять каждое слово мигрантам — значит задерживать развитие других учеников. Это в 277-й школе поняли 7 лет назад. И разработали свою программу обучения: несколько раз в неделю проводят дополнительные занятия по русскому языку. Здесь не зубрят и оценок не ставят. Просто беседуют о погоде, природе и городских достопримечательностях. 

Опыт коллег подхватили в соседних гимназиях. Но гости из бывших советских республик все равно записывают своих отпрысков именно сюда. Сейчас в школе больше 40 %учащихся — мигранты.

Людмила Штрек, завуч школы №277: «Они передают из уст в уста, о том, как здесь дети обучаются, что им дает программа, поэтому мы принимаем всех детей, которые идут к нам».

Начинания 277-й поддержали в районной администрации. Закупили специальные буквари. И обучили педагогов, как работать с новым пособием. 

Ольга Скрипкина, корреспондент: «В учебнике есть картинки, которые на первый взгляд ну совсем не соответствуют жизненным реалиям. Вот, например, собака, когда смотрит на девочку, почему-то говорит «уууу». На соседней странице при встрече с кошкой автор советует произносить «ээээ».

Такая игровая форма обучения подходит только тем школьникам, которые привыкли заниматься в классе. Для преподавателя общественной организации «Дети Петербурга» пособие не годится. Ее подопечные сутками сидят дома. Три месяца Ирина Гончар изобретает свои подходы к маленьким ученикам.

Ирина Гончар, преподаватель общественной организации «Дети Петербурга»: «Надо всегда изобретать какие-то способы . На уроке все время в таком напряжении надо быть, чтобы найти способ и они дали такой ответ, как нужно».

 Эти ребята нигде не учатся, на русском говорят или скорее пытаются говорить только здесь. Получается с переменным успехом. После каждого занятия учитель с огромным стажем пьет валерьянку. И мечтает об одной четкой и внятной государственной обучающей программе. Говорит — пока такой методики нет, ученики и преподаватель будут долго искать взаимопонимание.

Корреспондент: Ольга Скрипкина

Оператор: Михаил Кацман