Шестеренки, клавиши, молоточки и барабаны. В лаборатории реставрации Эрмитажа на детали разобран целый оркестр. Уникальный механизм конца 19-го века играл музыку в часах работы известного петербургского мастера Иоганна Штрассера.

Сложные произведения — Моцарт, Эрбел, Гайдн — записывались на такие большие деревянные валики. 

Михаил Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрацией часов: «Штифы поднимают зубья на гребенке. А рычаг гребенки с зубом продавливает шток, который открывает воздух, идущий в трубочку. Трубочка звучит. Зуб находится наверху, звучит, падает — замолкает. Каждый ряд соответствует своей отдельной ноте, отдельной трубке».

8 минут музыки на каждом. Для часов было записано 14 таких ретро-CD. Записи сейчас расшифровывают специалисты, с помощью компьютерной программы. А реставраторы — пытаются понять, каким был механизм при Иоганее Штрассере. За два столетия часы ремонтировали несколько раз, и каждый мастер что-нибудь переделывал. Орган исправно играл до конца 19-го века. Потом его стало некому обслуживать, и часы замолчали. Сейчас — они стоят в Эрмитаже. У уникального экспоната даже есть персональный хранитель.

Игорь Сычев, хранитель часов Штрассера: «Механизм единственный в своем роде. Таких было совсем немного, он был первым. Потом еще 2-3 подобных инструмента построили через несколько лет. Это очень дорогое предприятие, поэтому их не пекли как пирожки».

Это работа сразу 3 мастеров высшей пробы. Помимо Штрассера над часами работали известный мебельщик Генрих Гамбс и органный мастер — Иоганн Габран. Продумывали все до мелочей. Здесь даже на циферблате 4 стрелки. Дополнительная показывает время по солнцу. В конце 18-го века точные механические хронометры были в новинку. Разница между показаниями старых и новых часов достигала 15 минут. Музыку механический оркестр играл каждый час. Одну из мелодий на презентации в честь начала ремонта ценного экспоната исполнили вживую. Благодаря музыкантам и телевизионным технологиям, уже сейчас можно представить, какими будут часы, когда вновь обретут голос.

Владимир Матвеев, заместитель директора Государственного Эрмитажа: «Игра музыкального механизма — она конечно интересней. Можно сказать, что часы отнюдь не проигрывают современным аранжировкам. Они действительно очень хороши. У них есть свой дух, дыхание механизма, там качаются кулисы, меха дуют. Там чувствуется дыхание, дух эпохи».

Услышать механический оркестр можно будет через полтора года. К этому времени должны завершить реставрацию. Правда, звучать он будет не часто. От постоянного использования старинный механизм может вновь выйти из строя. 

Корреспондент: Екатерина Линникова

Оператор: Александр Скоков