Денис - краевед-любитель. В прошлом году он взялся за изучение судьбы старого трамвайного полигона на улице Малая Балканская, но вместо рельс и шпал обнаружил надгробия XIX и XX веков.

Алексей Жуков, корреспондент: «По внешнему виду обломков специалисты сразу определили: сюда они попали не с кладбища. На каждом следы современных камнерезных инструментов. Предположительно с надгробий собирались стереть все надписи и продать заново».

Кто и зачем выбросил надгробия — неизвестно. Предположительно, они попали сюда в начале 90-х. Ценность памятников не определена. Известно лишь, что для своего времени изделия были крайне дорогими. Как уверяет Денис, на поверхности лишь малая часть находки. Чтобы определить, сколько точно надгробий находится под землей, необходимы полноценные раскопки. В одиночку осилить такую работу он не в состоянии, а на помощь ему пришли только в архивах.

Денис Шаляпин, краевед-любитель: «Если архивисты меня порадовали, во многом — очень, именно благодаря справкам архивным удалось точно установить место захоронения тех людей, надгробия которых читаются. Администрация не очень порадовала, потому что, ну, администрация не заинтересована в том, чтобы эти надгробия водворить на место их предварительного, изначального расположения».

За семь месяцев переписки краевед собрал целую коллекцию писем из различных инстанций. Все как один уверяют: вопрос за границами их компетенции.

Администрация Фрунзенского района — заместителю председателя КГИОП, начальнику Управления государственного учета объектов культурного наследия Т.В.Кононенко: «Администрация Фрунзенского района по вопросу обнаруженных исторических надгробий на участке бывшего трамвайного полигона сообщает: земельный участок, относится к землям общего пользования. Предоставить информацию о времени и обстоятельствах появлении на территории участка исторических надгробий не представляется возможным».

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры заявил: «КГИОП, в пределах своей компетенции сообщает следующее: указанный участок расположен у южной границы Санкт-Петербурга, находится вне зоны территорий объектов культурного наследия. Сведениями об исторической принадлежности указанных надгробий к какому-либо кладбищу Санкт-Петербурга КГИОП не располагает».

За время работы энтузиаст определил принадлежность лишь трех надгробий. Труды оказались бы вовсе бесполезными, если бы среди плит он не обнаружил одну с Армянского кладбища.

Армен Меружанян, историк армянской общины Санкт-Петербурга, главный редактор газеты «Аватамк» («Веруем»): «Вот, за номером 383 лежат трое здесь, Пастаковых. Двое братьев, третьего установить мне не удалось. Я созвонился с епископом, и он однозначно ответил, если человек покоится здесь, соответственно, надгробие должно быть возвращено и установлено. Теперь остаются технические вопросы: машина и рабочие — это дело нескольких дней мы это сделаем».

Алексей Жуков, корреспондент: «Вот эта плита совершенно точно с Новодевичьего кладбища. Купец Василий Беляйков был похоронен рядом со старшим сыном Карамзина. Места захоронения больше не существует, как и Карамзинской церкви. Так что вполне возможно, где-то среди этой разрухи и надгробия потомков великого писателя».

В ближайшее время находка может снова уйти под землю. Неподалеку копают траншею для магистрали водоснабжения. Так что если не поторопиться, надгробия купцов и генералов никогда не вернутся на свои места.

Корреспондент: Алексей Жуков