В 2011-м году игрокам «Зенита» по причине травм на производстве, перечислили 162 миллиона рублей. Геннадий Щемелев, заместитель управляющего Фонда социального страхования в Петербурге пояснил нашему телеканалу, почему это произошло.

Геннадий Щемелев, заместитель управляющего Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования: «Если говорить о расходной части бюджета регионального отделения за 2011 год, то она превысила 20 миллиардов рублей. Я называю величину в разрезе всех статей расходов. Отдельной статьей расходов является выплата пособий по временной нетрудоспособности, возникшей в связи с производственными травмами. Такие травмы при исполнении своих профессиональных обязанностей получили в 2011 году одиннадцать футболистов – профессиональных спортсменов футбольного клуба «Зенит».  Общий размер пособий, который был выплачен им, составил действительно 162 миллиона рублей.

И действительно, в разрезе этой статьи, только этой статьи, данная сумма превысила в относительном выражении 53% от общего объема расходов регионального отделения. 

Прежде всего, на размер пособия влияет сумма всех вознаграждений, которые ежемесячно получает профессиональный спортсмен как застрахованное лицо, на которое распространяются все нормы трудового кодекса, все нормы действующего законодательства в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. 

Чем выше размер вознаграждения, тем больше будет размер пособия по временной нетрудоспособности.

Именно это пособие призвано компенсировать утрату трудоспособности и возместить спортсмену, возместить сотруднику футбольного клуба тот период, в течение которого он не мог выполнять свои профессиональные обязанности.  Эти нормы жестко прописаны в 125-м законе. 

Мы рассмотрели с вами только одну сторону проблемы. Действительно, норм действующего законодательства при выплате данных пособий нарушено не было, и наша служебная проверка за 2011 год показала, что сотрудники филиала, которые принимали эти решения, действовали в соответствии – в строгом соответствии с законодательством.  Но вместе с тем были превышены служебные полномочия рядом сотрудников, которые единолично принимали эти решения, не поставив в известность вышестоящее руководство.  Эти руководители уже освобождены от занимаемых должностей, в отношении ряда других сотрудников применены меры дисциплинарного воздействия, и выводы, конечно, были сделаны. 

Не случайно новое руководство регионального отделения, к которому отношусь и я, с 2012 года, с января, приняло все необходимые меры для предотвращения возникновения таких ситуаций. Были проведены совещания с футбольным клубом «Зенит», до футбольного клуба была доведена наша озабоченность несоответствием размерами страховых взносов со стороны профессионального футбольного клуба и общим объемом тех выплат, которые в 2011 году были направлены в адрес футбольного клуба.

Я хотел бы обратить внимание, что именно 2011 год стал показательным. Несчастные случаи с футболистами «Зенита» и травмы, случались, конечно, и ранее. И ранее футбольный клуб обращался в адрес регионального отделения с просьбой возместить эти понесенные расходы, возместить тот ущерб, который возник в результате нетрудоспособности футболистов.  Но суммы пособий, дисбаланс, по сравнению с объемами страховых взносов стал наиболее отчетливо виден в 2011 году, проверка Счетной палаты это точно так же показала. 

Я хотел бы объяснить, как возникает этот дисбаланс. Дело в том, что в основе работы Фонда социального страхования, заложен страховой принцип: бюджет фонда формируется за счет тех страховых взносов, которые уплачивает каждый страхователь, каждое юридическое лицо, в том числе и профессиональный футбольный клуб.

Размер этих выплат в наш адрес полностью зависит от страхового тарифа. В данном случае я говорю только об обязательном медицинском страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Страховой тариф напрямую связан с классом профессионального риска, который определяет вероятность возникновения несчастного случая при осуществлении того или иного вида экономической деятельности.  Деятельность профессиональных футбольных клубок отнесена к первому классу профессионального риска и связана с наименьшим тарифом – 0,2% от общего фонда оплаты труда в данном профессиональном клубе. 

Я могу вам сказать, что, например, к этому же классу отнесена деятельность большинства офисных работников. Но, наверное – в этом моя гражданская позиция, риск, с которым связан повседневный труд футболиста, неизмеримо выше. И, наверное, стоит рассмотреть возможность законодательных изменений именно в этой части, потому что тот дисбаланс, который мы наблюдали в 2011 году, во многом вызван несоответствием того страхового тарифа, который в настоящее время применяется для оценки необходимого объема страховых взносов.

Чем выше риск, тем больший размер страховых взносов должен уплатить страхователь для того, чтобы претендовать в дальнейшем на страховые выплаты. Это объяснимо, потому что вот этот класс профессионального риска во многом определяет вероятность возникновения профессиональной производственной травмы.

Возможно, решением проблемы является увеличение, причем оно должно быть кратным, достаточно серьезным, увеличение размера страхового тарифа, применяемого в отношении футбольных клубов.  И не только «Зенита» — это принципиально важно.

Вторым вариантом является применение различных схем страхования: как обязательного, так и дополнительного – вчера такие предложения звучали. За счет средств самих футбольных клубов, мы знаем, что используются и медицинские страховки, дополнительные виды страхования от других видов риска  — есть варианты решения».