Споры вокруг граффити идут давно. Одни считают его красочным примером вандализма, другие – видом искусства.

Одни – призывают ужесточить наказание за роспись городских фасадов, другие – организовывают фестивали и привлекают внимание общественности к уличным художникам.

В 2009-м на улицах Петербурга развесили репродукции картин великих русских художников: Айвазовского, Васнецова, Репина. Проект «Шедевры Русского музея» был призван сделать искусство ближе к народу. Народ понял призыв слишком буквально — полотна начали уносить с собой и раскашивать граффити.

После копий вандалы принялись за оригиналы. От рук уличных художников регулярно страдают Аничков мост, Львиный, памятники итальянским зодчим на Манежной площади. На прошлой неделе неизвестные раскрасили монумент Екатерины II. На рейды по очистке сотрудники Музея городской скульптуры отправляются в любое время суток.

Юлия Логинова, заведующая службой по уходу и текущему содержанию памятников музея городской скульптуры: «Чем дольше граффити остается на памятнике, оно застаревает, то приходится использовать большее количество компрессов, невозможно вывести граффити до конца».

Вывести до конца рисунки с общественного транспорта невозможно в принципе. Пострадавший вагон приходится перекрашивать сотрудникам депо. Орудуют трамвайные вандалы в основном по ночам, на конечных остановках. За последние 10 дней в городе пострадало 17 вагонов.

По словам самих граффитистов, в актах вандализма они выражают свой протест против правил. Но даже среди бунтарей есть свои негласные правила, касающиеся культурных ценностей.

Иван, граффитист: «Это полноценный вандализм, но не будут рисовать на мраморных памятниках, которые тяжело отмываются. Этим чаще занимаются дети, они не разбираются, не знают норм, правил, думают, что это принесет им какую-то славу».

Ольга Столярова, корреспондент: «Граффити в центре Петербурга чаще всего не вызывают у горожан ничего, кроме раздражения. Но гигантская фигура, нарисованная на Литейном мосту летом 2010-го, просто взорвала общественность. Суд не нашел факта вандализма в действиях художников. И вместо тюремного срока за 60-метровый рисунок они получили государственную премию и 400 тысяч рублей».