У этих ребят было всего три месяца, чтобы научиться вести танковый бой. С момента призыва они почти все время практиковались. Сегодня первый экзамен и тут никакие шпаргалки не помогут.

Снаряды — боевые. Экипаж должен сделать три залпа, мишени находятся в полутора километрах. Стреляют по марлевым танкам — такие макеты не разлетаются при попадании и дыры в них сразу видно. 

Павел Игумнов, командир танка: «Первые два выстрела поразил, а третий недолет у меня был».

Оценку «отлично» получают те, кто поразил все мишени. Но даже «тройку» заработать не стыдно. 

Андрей Петров, начальник штаба танкового батальона 138-й отдельной мотострелковой бригады: «Если получает «отлично», то он уже, я считаю, он профессионал. Не все офицеры получают «отлично».

Так получилось, что многие бойцы батальона — продолжатели династии танкистов. Антон Ерофеев — командир боевой машины. Его отец служил на Т-72, рассказывал, как все устроено. Но Антону вручили Т-80 и тут все по-другому. 

Антон Ерофеев, командир танка: «Сначала меня записали на Военно-морской флот, а потом уже из военкомата забрали в танковые войска. Это было приятным сюрпризом для меня».

Антон признается, что сначала было страшно — особенно при выстрелах. А однажды во время упражнений его экипаж допустил ошибку и чуть не задохнулся от дыма. Но свой танк он любит, готов читать о нем лекции. Первым делом показал нам гордость батальона — эмблему. 

Александр Бережной, корреспондент: «На танках первой роты нарисован вот такой знак. Это черное крыло. Такое название батальон получил во время первой чеченской кампании от противников (членов банд-формирований) за то, что наших танкистов невозможно было остановить. Те боевые машины давно уже списаны, но историю, как видно, помнят до сих пор».

Быть достойными приемниками своих старших боевых товарищей и бить точно в цель — для солдат дело чести, но не только. Есть еще стимул — отличникам командир бригады дает 10 дней отпуска. Впрочем, и сама возможность пострелять боевыми снарядами для парней счастье.

Александр Новкин, командир 138-й отдельной мотострелковой бригады: «Два праздника у танкиста — подводное вождение и штатная стрельба. И то, и другое замечательно! С огромным удовольствием танкисты на это идут. Это итог их службы».

В итоге этого заезда стали только один стрелок получил «удовлетворительно», двое «хорошо» и трое высший балл. Но у троечников есть шанс исправиться. На год службы танкисту-срочнику выделяют 12 снарядов. У этого призыва израсходованы только 3.

Корреспондент: Александр Бережной

Оператор: Андрей Жохов