К реставрации Летнего сада готовились более шести лет. 27 мая он вновь распахнет свои ворота перед горожанами, но уже в совершенно новом обличии - теперь это настоящий музей.

Старейший парковый ансамбль России восстанавливали по документам из трех веков. Два с половиной года работы, 6 тысяч квадратных метров археологических раскопок. Более 2 миллиардов рублей. На каждом этапе реставраторам приходилось корректировать проект — на пути к исторической достоверность то и дело вставало мнение горожан — так отказались от восстановления поперечного канала — петербуржцы категорически отвергли вырубку здоровых деревьев.

Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея: «На самом деле, проведена огромная работа, и что для того, чтобы дальше поддерживать сад всего хватает, но, конечно, хотелось бы вернуть и такие замечательные затеи Петра I, как лабиринт и амфитеатр. Тогда, наверное, значение смысловое сада — просветительское, оно было бы наиболее полным».

Долгие годы сад рос и развивался, как живой организм. Уникальность проделанной работы — сохранение элементов всех эпох. Полностью восстановлена планировка Петра I, парадный партер, скульптуры и фонтаны 18 века. Как и Менажерейный пруд они были воссозданы по фундаментам и располагаются в своих исторических местах с точностью до сантиметра.

92 статуи — за исключением скульптуры «Мир и изобилие», ее реставрировали на месте — точные копии, тех, что будут храниться в Русском музее. От 19 века достались чайный и кофейный домики. Восстановлен зверинец и голубятня, установлено 100 новых скворечников. Маски на коронный фонтан лепили с оригиналов, которые сегодня находятся в Петродворце. Но самая сложная работа пришлась на озеленение. Вырубили всего 126 больных деревьев, а посадили больше 13 тысяч лип, елей и дубов — последние, кстати, настоящие правнуки тех самых, что когда-то сажал Петр, их вырастили из найденных желудей. Все остальное везли из Германии. Ни один питомник России не смог предоставить нужные культуры в таких больших объемах. Новые насаждения полностью готовы к нашему климату, но все равно потрепали нервы специалистам.

Наталья Кузнецова, заведующая сектором эксплуатации Летнего сада: «Посадка должна была проводиться в сжатые сроки, объем большой посадочного материала приходил, сроки у нас ограничены в посадке, если осенние, то это нужно успеть до морозов, до холодов».

Забота о новых насаждениях — причина частичного восстановления Гаванца — ему не вернули исторический выход к Неве — это могло привести к необратимым последствиям для всего сада. Воспользовались и народной смекалкой: живые изгороди вокруг клумб теперь будут из брусники. Прежде самшит приходилось высаживать каждый год, а северная ягода будет расти десятилетиями. Пришли в сад и современные технологии: охранная система с датчиками движения, современные системы орошения и даже зона Wi-Fi в зеленом кабинете. Свою работу специалисты оценивают скромно.

Сергей Ренни, заведующий филиалом «Летний Сад, Михайловский сад и зеленые территории музея» Русского музея: «Мы ставим себе четверку. Ну, пятерка — это очень смелая оценка все-таки работ еще много предстоит провести, потому что предстоит очень сложная работа по эксплуатации Летнего сада».

У Русского музея уже готов план развития Летнего сада на ближайшие 25 лет. Совсем скоро начнется второй этап реставрации. Строители еще не добрались до дворца и домика Петра. Их ждет обследование, полное восстановление интерьеров, новые своды, которые защитят от подтопления. Но увидят это горожане не раньше чем через пять лет.

Корреспондент: Алексей Жуков

Оператор: Владимир Алексеев