«Яблоко» раскололось, но фракция в петербургском парламенте осталась с Нотягом. Первый председатель партии Григорий Явлинский ссорится с лидером петербургского отделения Максимом Резником. И попадает в больницу с сердечным приступом.

Опальных депутатов Ольгу Галкину и Вячеслава Нотяга приглашают в «Справедливую Россию». Федеральное бюро грозит оставить региональную ячейку без финансирования. На этой неделе петербургское «Яблоко» осталось без руководства. А внутрипартийный конфликт вышел за стены штаба на Шпалерной, 13.

Ольга Галкина, депутат Законодательного собрания: «Этот конфликт не сегодняшнего дня. Эта история началась еще в сентябре, когда шло формирование списка кандидатов в депутаты ЗакСа».

Еще осенью согласовывать кандидатов в депутаты Законодательного собрания «яблочники» решили исходя из рейтингов партийцев. Но за сутки до утверждения списка Михаил Амосов один из старейших членов партии уехал в Москву. Откуда вернулся с новыми правилами по согласованию кандидатов. Целью было, как сейчас говорит опальная Галкина, не пустить в городской парламент Максима Резника. Из-за привезенных из столицы правил лидеру петербургских «яблочников» неоткуда было избираться — от его округа пошел на выборы Амосов. Федеральное бюро региональному поставило ультиматум: если приказ не исполнят, то ячейка останется без финансирования.

Павел Никифоров, корреспондент: «За своего лидера тогда вступились двое партийцев: Вячеслав Нотяг — он основатель и директор вот этой частной школы «Праздник плюс», где работал учителем Резник, историк по образованию, и Ольга Галкина. Она отдала Максиму свой округ. И возглавила его предвыборную кампанию, параллельно избираясь по 53 территории. В декабре все трое получили мандаты депутатов. Эту дружбу им вспомнят уже на следующий день после выборов. И всех троих обвинят в фальсификациях».

Впрочем, никто из троицы и не отрицает, что фальсификации были.

Максим Резник, депутат Законодательного собрания Петербурга: «Да, действительно, я думаю, что Галкина и Нотяг неслучайно оказались в этом списке, который назначил горизбирком. Но я вообще скажу, что весь наш список и списки других партий вызывает вопросы».

К утру пятого декабря, когда было обработано 95 процентов бюллетеней в Законодательное собрание от «Яблока» проходили Михаил Амосов и Александр Беляев. Но в итоговом списке «тяжеловесы-яблочники» своих фамилий не нашли. Их место заняли Галкина с Нотягом.

Александр Беляев, член партии «Яблоко»: «Я, например, обращался к господину Чурову. Он сказал, что сам был удивлен такой ситуацией. И хотел уже меня поздравить, как он сказал. Но при подведении итогов цифры изменились. И это, говорит, вообще не было какой-то установкой сверху».

Уже после выборов у председателя городского избиркома Гнётова появился второй помощник Александр Тетердинко. Мы первые, кому удалось с ним поговорить на тему резкого изменения депутатов от «Яблока» в итоговом списке.

Чтобы не раздувать конфликт, или наоборот, чтобы поднять необходимый шум, еще в середине декабря беременной Ольги Галкиной и Вячеславу Нотягу буквально приказали сдать мандаты в пользу Александра Беляева и Михаила Амосова. Депутаты решили по-своему. И вышли из «Яблока». Чем сразу воспользовался «справедливоросс» Андрей Анохин. Это письмо Анохина своим коллегам по фракции, где он просит привлечь беспартийного депутата Галкину к работе в «Справедливой России».

Андрей Анохин, депутат Законодательно собрания Петербурга: «Я этим обращением попытался поддержать ее и считаю, что такой бы депутат усилил бы позицию «Справедливой России».

Галкина от предложения уже успела отказаться. Так что фракция «яблочников» осталась с ней и Нотягом. Кстати, в декабре, когда возник спор из-за депутатских мест, у «Яблока», которое как системная оппозиция выступает почти на всех митингах «За честные выборы» против легитимности городского парламента, был шанс распустить нынешний созыв ЗакСа. Нужно было только поддержать инициативу «Справедливой России» по сдаче мандатов. Но у самих «яблочников» другое мнение.

Максим Резник, депутат Законодательно собрания Петербурга: «Нужно сдавать мандаты не только в ЗакСе, но и в думе, а требовать этого от двух людей или от конкретного регионального парламента, как-то странно».

А вот в горизбиркоме говорят, что «яблочники» не сдали мандаты в декабре, когда разгорелся скандал, всего лишь потому, что все их заявления о фальсификациях голословны.

Александр Тетердинко, заместитель председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии: «До сих пор нам неизвестно, чтобы «Яблоко» обращалось в суд. Поэтому, пока мы слышим только разговоры без документальных подтверждений».

На этой неделе петербургское «Яблоко» осталось без руководства. Беляев возглавив антимонопольную службу отказался от притязаний на мандат Галкиной. А Законодательное собрание получило двух беспартийных депутатов и расколовшуюся на две группировки Явлинского и Резника фракцию. Само же «Яблоко» похоже ждут глобальные изменения.

Павел Никифоров, корреспондент: «В штабе «яблочников» на Шпалерной, 13 поселилась частное охранное предприятие. Некогда верных членов и сторонников партии, оказавшихся сегодня неугодными, внутрь не пускают. Опальная Ольга Галкина называет это рейдерством со стороны федерального бюро. Федеральное бюро называет это вынужденной мерой, чтобы провести перерегистрацию партийцев и убрать, как выразился Григорий Явлинский, мертвые души».

Через два месяца назначены выборы нового председателя петербургского отделения партии. Максим Резник уже заявил, что переизбираться не будет. Так что, кто бы ни стал новым лидером региональной ячейки, ему придется работать с новым «Яблоком».

Корреспондент: Павел Никифоров