Открыть бани в подвалах или на чердаках жилых домов - с такой идеей выступил городской активист Владимир Узелков. В коммунальной квартире, где живёт его отец-блокадник, мыться приходится буквально в раковине - ванная не предусмотрена.

Вся жизнь Владимира Узелкова крутится вокруг нескольких дат и кухонной раковины. В 39 родился, рос в блокадном Ленинграде, в 56 переехал в дом в Орловском переулке, в коммунальную квартиру. Из удобств — один туалет, да кухонька с той самой раковиной, в которой он моется и по сей день. О душе или ванной и мечтать было нечего – конструкция квартиры такой роскоши не предполагает. Сейчас конец 2011, XXI век, а мыться старику негде. Как и многим другим.

Любовь Цветкова рассказывает об утреннем распорядке родной коммуналки на 78 комнат. 28 из них до сих пор жилые – всего в квартире живет более 60 человек. Пол в единственной душевой прогнил. Стены и потолок в плесени и грибке. В трех сохранившихся душевых кабинках сломаны краны. Чтобы помыться, надо не только отстоять очередь, но и быть настоящим сантехником.

Владимир Узелков и жители коммуналки на Детской улице, по мнению городских чиновников, живут не в аварийных домах. Значит, о переселении и говорить нечего. То, что им толком негде помыться, все уже смирились. Но сын блокадника Узелкова, тоже Владимир, предложил радикальное решение. Дома, где есть трудности с ванными комнатами, оборудовать банями. В подвале или, например, на чердаке.

На своем сайте «Верный Петербург» Владимир опубликовал открытое письмо губернатору города. Там подробно изложена идея с придомовыми помывочными. Тем более, общественных бань практически не осталось. Цивилизация вытеснила традицию. А тысячи людей застряли в прошлом веке.

Баня – неотъемлемая часть советской жизни. Там не только мылись. Там встречались с друзьями. Анонсированное Хрущевым наступление коммунизма должно было начаться именно с отмены платы за баню. Но коммунизм вместе с банями уступили место капитализму.

Павел Никифоров, корреспондент: «За моей спиной знаменитая общественная баня в Певческом переулке. Сейчас она закрыта, и здание, шедевр советской архитектуры 50 годов, собираются сносить. Уже и план нового дома готов. На защиту монумента встала общественность. Подобные надписи и вот такие листовки можно найти по всей округе. И самое интересное, что требуют вернуть и открыть не столько само здание, сколько именно баню. Одно дело красота архитектуры, другое – многим действительно негде мыться».

Банную альтернативу сына Узелков-старший поддерживает. С ним солидарны и жильцы гигантской коммуналки. А вот профессиональные строители к предложению Владимира относятся скептически.

Сергей Болотин, декан факультета жилищно-коммунального строительства и народного хозяйства СПбГУ: «Баню установить – это нереально, это вряд ли будет согласование экспертизы проекта такого, слишком много требований тут возникает».

Следующий шаг Владимира Узелкова — передать открытое письмо губернатору лично в руки. Георгий Полтавченко не раз говорил, что он поддерживает идею восстановления в городе бань. И если реанимировать общественные уже крайне сложно, то почему бы не появится частным.

Корреспондент: Павел Никифоров

Оператор: Вячеслав Сергаев