В субботу, 13 августа, на площади Победы прозвучала симфония №7 Дмитрия Шостаковича. Легендарное произведение исполнил Государственный академический симфонический оркестр под управлением  заслуженного артиста России Александра Титова.

Ленинградской симфонию назовет поэтесса Анна Ахматова. Но до этого в полупустой квартире на Петроградской стороне похудевший, побледневший Дмитрий Шостакович будет писать и переписывать одно из главных своих произведений. Берясь за партитуру композитор говорил, что она возможно «никому не понадобится, раз свирепствует такая небывалая война». Понадобилась. И навсегда стала вечным аккомпанементом 900 дней осады города на Неве.

«Лежит большая ответственность, когда берешься за такой материал. Музыка сразу захватывает. Ее даже трудно назвать даже просто музыкой, скорее, рассказ о войне и тех днях трудных», – заявил заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра Александр Титов. 

Сыгранная впервые в начале весны 1942 года в Куйбышеве, где Шостакович был в эвакуации. В его родном Ленинграде для тех, о ком писал композитор, эта музыка звучала в начале августа того же года. Чтобы в городской филармонии звучали бессмертные ноты, артиллеристы провели операцию шквал, чтобы подавить вражеский огонь. Это и подарило слушателям 80 минут тишины. В том числе и в домах, где слушали радио и на улицах, где симфония звучала из громкоговорителей.

«Это очень монументальная симфония. Она достаточно сложно воспринимается и играется. Но при этом, это музыка, которую всегда очень интересно играть. Мы всегда понимаем, в каком городе, и как она написана, а также кто ее первый раз исполнял», – рассказала скрипач Мария Розман. 

«Сам Шостакович говорил, что меня наверное будут сравнивать с Равелем и его  Болеро. Она показывает именно поступательность движения, неизбежность и ритмичность. Наверное, это краски тяжелого времени, краски наступления, краски лишения. После – надежда и всплеск духа и непоколебимость и уверенность в победе», – отметил депутат Государственной Думы Сергей Боярский. 
 
Дальше, начиная с осени 1942 года, Ленинградская симфония перелетает из репродуктора в репродуктор, из походного граммофона в граммофон. Ее слушали на фронте и в тылу, в землянках и бомбоубежищах. Блокадники, потомки тех, кто отдал свои жизни на фронте, – почетные гости концерте на на площади победы . Для них это не просто символ несломленного города, это музыка о личном.      

«Это какое-то единение ленинградцев. Она соединяет, кроме того, это уже генетика. Она же из разных частей состоит. И вы переживаете все… там все отражено», – сказала житель блокадного Ленинграда Светлана Година. 

На 80 минут исполнения симфонии №7 площадь у монумента стала центром притяжения внимания петербуржцев. Слушали даже на расстоянии, сквозь гул машин. Проезжающие водители оборачивались. А у сцены не было ни одного равнодушного человека. Каждого Ленинградская симфония заставила задуматься. Многие не могли сдержать слез.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»